Диагностика неисправностей - Двигатель
Введение / Диагностика неисправностей - Двигатель

Если двигатель не запускается, следует проанализировать ситуацию. Чтобы бензиновый двигатель вообще мог запуститься, должны выполняться два основных условия. В цилиндры должна поступать топливо-воздушная смесь, а на свече зажигания должна вырабатываться искра. Поэтому, во-первых, следует проверить, подаётся ли топливо. Обратитесь к Главе Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов.

Чтобы определить, вырабатывается ли искра, следует вывернуть свечи, вставить в наконечники и по отдельности приложить к массе. При этом наконечник или кабель зажигания не держите руками, а используйте хорошо изолированные щипцы. Попросите ассистента запустить двигатель. Если искра отсутствует, обратитесь к Главе Системы электрооборудования двигателя.


Процедуры диагностики электронной системы управления и коды неисправностей приведены в Главе Системы электрооборудования двигателя.


Запуск двигателя



Все двигатели



- РКПП: Затяните стояночный тормоз, полностью выжмите педаль сцепления и держите её. КПП установите в нейтральное положение. Выключенное сцепление облегчает запуск двигателя, особенно при низких наружных температурах, т.к. при этом отсутствует трение со стороны КПП.


- Автоматическая трансмиссия: Установите селектор в положение «Р» или «N». Нажмите на педаль тормоза и держите её.


* Не включайте стартёр более 30 с непрерывно, в противном случае перегреваются стартёр и кабели.


Бензиновый двигатель


Поверните ключ зажигания и включите стартёр, не давая при этом газ. Как только двигатель заработает, отпустите ключ. Если в течение 5 с двигатель не запускается, немного нажмите педаль газа и снова повторите запуск. Если двигатель не запускается или сразу же останавливается, повторите запуск с наполовину выжатой педалью газа, а если потребуется ещё запуск с полностью выжатой педалью газа. При горячем двигателе педаль газа во время запуска медленно выжимайте.

Обязательно сразу же начинайте движение, только при сильном морозе дайте двигателю прогреться в течение 30 с.


* Безуспешные, следующие друг за другом попытки запуска двигателя могут нанести вред каталитическому преобразователю, т.к. в него попадает несгоревший бензин и при нагреве взрывается.


Дизельный двигатель


- На холодном двигателе: Включите зажигание и дождитесь когда погаснет контрольная лампа преднакала. Сразу же после того как погасла контрольная лампа, запускайте двигатель, не давая при этом газа. Если же при запуске возникают нерегулярные вспышки, включайте стартёр до тех пор (максимум 20 с), пока двигатель не начнет работать самостоятельно. Если же все-таки двигатель не запускается, поверните ключ зажигания в положение «0» и подождите примерно 30 с. После этого ещё раз прогрейте двигатель и повторите запуск как описано выше.


* Пока производится преднакал, не следует включать мощные электрические потребители, в противном случае аккумуляторная батарея без надобности перегружается.


* Дизельный двигатель с непосредственным впрыском, как правило, требует применения преднакала только при температуре ниже 0°С.


Если топливный бак был полностью опорожнен, то процесс запуска после заправки длится дольше (до 1 мин), т.к. при этом удаляется воздух из топливной системы.


- На тёплом двигателе преднакал не требуется. Запускайте двигатель сразу же, не давая газа.


Двигатель не проворачивается при попытках запуска


Имеет место коррозия клемм батареи или ослабло крепление на них наконечников проводов. Проверьте состояние клемм и наконечников. Подтяните клеммные зажимы, при необходимости удалите следы коррозии.

Разряжена или неисправна батарея. Если наконечники проводов найдены чистыми и надёжно закреплены на клеммах батареи, поверните ключ зажигания в положение ON, затем включите фары и/или очистители ветрового стекла. Если данное электрооборудование не функционирует, батарея разряжена.

Трансмиссия неточно установлена в положение “Р”.

Оборвана проводка в цепи системы запуска или ослабло крепление проводов на клеммах. Проверьте состояние проводов, клемм и электрических разъёмов батареи, тягового реле стартёра и замка зажигания.

Шестерня стартёра заклинена в зубчатом венце приводного диска. Попробуйте провернуть двигатель за шкив коленвала. При первой же возможности снимите стартёр и проверьте состояние шестерни и зубчатого венца.

Неисправно тяговое реле стартёра (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Неисправен стартёр (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Неисправен замок зажигания.


Двигатель проворачивается, но не запускается


Неправильно производится запуск (Обратитесь к материалам, представленным выше).

Неисправен или не отключён иммобилизатор двигателя.

Неисправен предохранитель: Электрического топливного насоса; Электронной системы впрыска.

По поводу проверки предохранителей обратитесь к Главе Бортовое электрооборудование.

Пустой топливный бак или залито некачественное топливо.

Сильно загрязнён воздушный фильтр. Имеют место утечки вакуума в элементах подачи воздуха, неисправности в системе управления впрыском топлива и зажиганием.

Разряжена батарея (двигатель проворачивается чересчур медленно). Проверьте функционирование электрооборудования (обратитесь к предыдущему Разделу).

Корродированы клеммные соединения батареи или ослабло их крепление (обратитесь к предыдущему Разделу).

Неисправен топливный насос, перегорел его предохранитель или повреждено реле насоса. Проверьте на слух шум работы насоса при включении зажигания (Глава Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).

Повреждены или чрезмерно увлажнены компоненты системы зажигания (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Изношены или неисправны свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Оборвана или отсоединена проводка электрического контура системы запуска или ослабло крепление проводов на клеммах (обратитесь к предыдущему Разделу).

Оборвана или отсоединена проводка контура катушки зажигания или ослабло крепление проводов на клеммах катушки (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Повреждён предохранитель блока управления двигателем, неисправен какой-либо из датчиков: Холла, импульсный датчик, датчик температуры охлаждающей жидкости или всасываемого воздуха (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Слишком низкое давление компрессии. Замените уплотнительную прокладку головки цилиндров. При необходимости отремонтируйте двигатель.


Дизельный двигатель


Неправильно произведён запуск.

Неисправен иммобилизатор двигателя.

Неисправен предохранитель: Электрического топливного насоса; Системы преднакала.

Двигатель не прогрет: проверьтеисправность функционирования устройства преднакала.

На электромагнитном запорном клапане отсутствует напряжение. Подключите к выключателю вольтметр или пробник на светодиоде. Включите зажигание. Светодиод должен загореться. В противном случае необходимо найти обрыв электропроводки и устранить его.

Неисправен электромагнитный запорный клапан. Проверьте надёжность крепления электромагнитного выключателя, проверьте контакты. Включите и выключите зажигание. В выключателе должен раздаться щелчок.

Имеет место повреждение в линии подачи топлива или воздух в линиях: Трубопроводы либо шланги механически повреждены или засорены. Очистите топливные трубопроводы и удалите воздух из линий и фильтра.

Засорён топливный фильтр. Замените фильтрующий элемент.

Зимой следует проверить фильтр и трубопроводы на наличие льда или воска. Поставьте автомобиль в отапливаемый гараж, добавьте в систему бензина.

Засорена вентиляция бака или сетчатый фильтр топливозаборника. Прочистите.

Сбита регулировка начала подачи топлива. Проверьте, произведите корректировку.

Неисправны форсунки. Проверьте. Отверните последовательно накидные гайки - при отворачивании гайки неисправного цилиндра обороты двигателя не будут падать.

Неисправен топливный насос высокого давления (ТНВД). Установите для проверки новый, либо заведомо исправный ТНВД.

Слишком низкое давление компрессии. Замените уплотнительную прокладку головки цилиндров. При необходимости отремонтируйте двигатель.


Стартёр функционирует без проворачивания двигателя


Заклинена шестерня стартёра. Снимите стартёр (Глава Системы электрооборудования двигателя) и проверьте его состояние.

Изношены или повреждены зубцы шестерни стартёра или венца маховика.


Затруднён запуск холодного двигателя


Разряжена или недостаточно заряжена батарея.

Имеет место неисправность компонент системы питания или электрооборудования (Главы Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов и Системы электрооборудования двигателя).

Парафин в фильтре тонкой очистки дизельного двигателя. Замените элемент фильтра. Заправьте зимнее топливо, либо разбавьте низкооктановым бензином.

Неисправны свечи накаливания дизельного двигателя
Затруднён запуск горячего двигателя


Заблокирован воздушный фильтр (Глава Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).

Имеет место неисправность компонент системы питания или электрооборудования (Главы Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов и Системы электрооборудования двигателя).

Топливо не достигает инжекторов системы впрыска (Глава Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).

Сбился угол опережения подачи топлива дизельного двигателя.

Низкая компрессия в цилиндрах, неисправен или разрегулирован ТНВД дизельного двигателя.


Зацепление стартёра происходит слишком шумно или с затруднением


Изношены или повреждены зубцы шестерни стартёра или венца маховика.

Утеряны болты крепления стартёра или ослабло усилие их затягивания.


Двигатель запускается, но немедленно глохнет


Неисправен иммобилизатор двигателя.

Неисправна электропроводка или ослабло крепление проводов на клеммах катушки или генератора.

Имеет место неисправность компонент системы питания или электрооборудования (Главы Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов и Системы электрооборудования двигателя).

Нарушены базовые установки блока электронного управления (ЕСМ).

Повреждение в системе выпуска/каталитическом преобразователе.

Имеют место потери разрежения через прокладочные поверхности впускного трубопровода или блока впрыска топлива. Удостоверьтесь в надёжности затяжки крепежных болтов/гаек, проверьте факт и качество крепления на своих штуцерах на впускном трубопроводе всех вакуумных шлангов. Проверьте состояние шлангов и правильность их подсоединения (именно к своим штуцерам).


Нарушена стабильность работы двигателя на холостых оборотах


Имеют место утечки во впускном воздушном тракте. Удостоверьтесь в надёжности затяжки крепежных болтов/гаек, проверьте факт и качество крепления на своих штуцерах на впускном трубопроводе всех вакуумных шлангов. Прослушайте работающий двигатель при помощи стетоскопа или отрезка топливного шланга. Наличие шипящего звука позволит выявить источник “утечки” вакуума. Не менее эффективно можно воспользоваться для проверки раствором мыльной воды.

Имеет место неисправность компонент системы питания или электрооборудования (Главы Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов и Системы электрооборудования двигателя).

Нарушена исправность активации инжектора и контроля продолжительности впрыска.

Имеют место утечки через инжекторы/нарушение струи распыления топлива при впрыске.

Неисправен докаталитический лямбда-зонд 1.

Низкое напряжение зажигания.

Заблокирован клапан системы управляемой вентиляции картера (Глава Двигатель).

Заклинен, либо допускает утечки клапан EGR.

Заблокирован воздушный фильтр (Глава Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).

Топливный насос не обеспечивает подачу достаточного количества топлива к инжекторам системы впрыска (Глава Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).

Имеют место утечки через прокладку головки цилиндров. Произведите измерение компрессионного давления в цилиндрах двигателя.

Изношены кулачки распределительного вала (Глава Двигатель).


Дизельный двигатель


Нарушено качество соединений топливных шлангов на ТНВД и топливном фильтре. Замените топливные шланги, закрепите их хомутами, подтяните винты угловых соединений.

Механически повреждено или ослабло крепление ТНВД. Проверьте крепление.

Перепутаны местами соединения возвратного трубопровода и трубопровода подачи топлива. Соединения поставьте на свои места. Винт соединения возвратного трубопровода имеет маркировку “OUT”.

Имеет место повреждение в линии подачи топлива: Трубопроводы либо шланги механически повреждены или засорены. Очистите топливные трубопроводы.

Засорён топливный фильтр. Замените фильтрующий элемент.

Зимой следует проверить фильтр и трубопроводы на наличие льда или воска. Поставьте автомобиль в отапливаемый гараж, добавьте в систему бензина.

Засорена вентиляция бака или сетчатый фильтр топливозаборника. Прочистите.

Сбита регулировка начала подачи топлива. Проверьте, произведите корректировку.

Неисправны форсунки. Проверьте. Отверните последовательно накидные гайки - при отворачивании гайки неисправного цилиндра обороты двигателя не будут падать.

Неисправен топливный насос высокого давления (ТНВД). Установите для проверки новый, либо заведомо исправный ТНВД.


Имеют место пропуски зажигания при работе двигателя на холостых оборотах


Изношены или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Имеет место неисправность компонент системы питания или электрооборудования (Главы Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов и Системы электрооборудования двигателя).

Низкое напряжение зажигания; неисправен измеритель массы воздуха MAF.

Неисправны провода свечей зажигания (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Заправлено низкокачественное топливо. Забит топливный фильтр.

Имеют место потери разрежения во впускном трубопроводе или через шланговые соединения.

Недостаточное, или неодинаковое компрессионное давление в цилиндрах. Произведите измерение компрессии (Глава Двигатель).

Имеют место нарушения в работе системы управления двигателем.


Имеют место пропуски зажигания при движении автомобиля на передаче


Заблокирован топливный фильтр или имеет место загрязнение системы питания (Глава Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).

Неисправны или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Имеет место неисправность компонент системы питания или электрооборудования (Главы Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов и Системы электрооборудования двигателя).

Имеет место дефект свечных проводов (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Неисправны компоненты систем снижения токсичности отработавших газов.

Недостаточно или неравномернораспределено между цилиндрами компрессионное давление. Снимите свечи зажигания и произведите измерение компрессионного давления (Глава Двигатель).

Неисправна система зажигания (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через вакуумные шланги.


Двигатель глохнет


Нарушена регулировка оборотов холостого хода.

Заблокирован топливный фильтр и/или в систему питания попала влага или грязь (Глава Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).

Имеет место отказ компонент системы питания или датчиков (Глава Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).

Неисправны компоненты систем снижения токсичности отработавших газов.

Неисправны или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор (Глава Текущий уход и обслуживание). Также проверьте состояние свечных проводов (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя или через вакуумные шланги.


Двигатель не развивает полной мощности


Имеет место неисправность компонент системы питания или электрооборудования (Главы Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов и Системы электрооборудования двигателя).

Неисправен докаталитический лямбда-зонд 1.

Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT).

Неисправен измеритель массы воздуха (MAF).

Нарушена исправность функционирования системы резонансного управления пульсациями давления во впускном трубопроводе; нарушена исправность функционирования системы контроля детонации.

Засорён воздухоочиститель. Очистите или замените.

Неисправны свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор (Глава Текущий уход и обслуживание).

Неисправна катушка зажигания (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Не соответствует требованиям уровень жидкости АТ (Глава Текущий уход и обслуживание и Автоматическая трансмиссия).

Пробуксовывает сцепление (Глава Сцепление, приводные валы и дифференциал).

Заблокирован топливный фильтр и/или в систему питания попала грязь/влага (Глава Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).

Заправлено горючее не того сорта. Залейте в бак топливо с требуемым октановым числом.

Повреждён регулировочный клапан турбокомпрессора.

Неисправен активатор распредвала смещения фаз ГРМ.

Нарушена проходимость трёхфункционального каталитического преобразователя.

Недостаточное или неравномерное по цилиндрам компрессионное давление. Произведите измерение компрессии, анализ результатов которого позволяет выявить наличие утечек клапанов и/или нарушение герметичности прокладки головки цилиндров (Глава Двигатель).


Дополнительно для дизельного двигателя


Засорён воздухоочиститель. Прочистите или замените.

Неравномерная подача топлива ТНВД по цилиндрам. Отрегулируйте на прогретом двигателе.

Неправильно установлен момент начала подачи топлива ТНВД. Установите.

Засорён топливный фильтр или ТНВД (форсунка). Промойте предварительный фильтр, смените элемент фильтра тонкой очистки, прочистите распылитель или замените насос (форсунку).

Нарушена регулировка максимальной частоты вращения коленчатого вала.


Происходят хлопки в системе впуска или выстрелы в системе выпуска


Имеет место неисправность компонент системы питания или электрооборудования (Главы Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов и Системы электрооборудования двигателя).

Имеет место дефект во вторичном контуре системы зажигания (разрушение изоляторов свечей зажигания или дефекты свечных проводов) (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Нуждается в регулировке система впрыска топлива или её компоненты чрезмерно изношены (Глава Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).

Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через вакуумные шланги.

Заклинены клапаны (Глава Двигатель).

Нарушен порядок подсоединения свечных проводов (Глава Системы электрооборудования двигателя).


При движении с ускорением или в гору возникают звуки детонации


Заправлено низкокачественное горючее.

Имеет место неисправность компонент системы питания или электрооборудования (Главы Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов и Системы электрооборудования двигателя).

Установлены свечи зажигания не того типа. Проверьте свечи и катушкина наличие повреждений (Глава Системы электрооборудования двигателя).

Нарушены базовые установки блока электронного управления.

Неисправен датчик детонации.

Имеют место потери разрежения.


Имеет место калильное зажигание (двигатель продолжает работать после выключения зажигания)


Чрезмерно высоки обороты холостого хода (Глава Двигатель).

Имеет место неисправность компонент системы питания или электрооборудования (Главы Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов и Системы электрооборудования двигателя).

Повреждён клапан продувки адсорбера системы улавливания паров топлива (EVAP).

Чрезмерна рабочая температура двигателя. Возможными причинами данного нарушения могут являться снижение уровня охлаждающей жидкости (Глава Системы охлаждения, отопления и воздушного кондиционера), отказ термостата, блокировка радиатора или неисправность водяного насоса (Глава Системы охлаждения, отопления и воздушного кондиционера).


Дизельный двигатель дымит


Чёрный дым:
Загрязнён воздухоочиститель. Промойте и заправьте свежим маслом или замените элемент.

Применено несоответствующее топливо. Промойте бак и смените топливо.

Неправильно установлен момент начала подачи ТНВД.

Синий дым:
Горение масла в камере сгорания вследствие износа поршневых колец, высокого уровня масла в воздухоочистителе, износа сальников в крышках турбокомпрессора, образования неплотностей в прокладке между блок-картером и турбокомпрессором. Отремонтируйте двигатель, установите нормальный уровень масла, замените сальники, подтяните болты крепления турбокомпрессора или замените прокладку.

Не подаётся топливо к одной из форсунок. Проверьте по нагреву выпускных патрубков коллектора.

Плохое распыление топлива форсункой из-за неисправности клапана или обрыва распылителя. Притрите клапан или замените форсунку.

Белый или бурый дым:
Низкая температура в системе охлаждения. Проверьте термостат.

Плохая работа форсунок вследствие износа или обрыва распылителя. Замените распылитель.